Яндекс против ФСБ: достигнут ли компромисс?

Согласно действующему законодательству России, ФСБ имеет право потребовать ключи шифрования от любого сервиса, входящего в Реестр организаторов распространителей информации (ОРИ). И в этот раз Центр оперативно-технических мероприятий добрался до Яндекса.

Однако, несмотря на то, что служба безопасности отправила запрос довольно давно, сведения так и не были переданы спецслужбам.

Какие данные требует раскрыть ФСБ и на каком основании

Более одного месяца назад ФСБ потребовала у представителей компании «Яндекс» передать им сессионные ключи. После получения подобного инструмента, спецслужба сможет получить доступ ко всем данным пользователей «Яндекса» в рамках одного сеанса.

Т.е. имея ключи шифрования можно узнать регистрационные данные конкретного пользователя, а также получить доступ к его сообщениям, которые передаются по защищенному соединению.

Подобное требование спецслужбы является абсолютно правомерным. Поскольку отдельные сервисы компании были внесены в реестр интернет-порталов, на которых можно обмениваться электронными сообщениями, или ОРИ еще в 2014 году.

А согласно Федеральному закону №374-ФЗ от 2016 года, из так называемого «пакета Яровой» все компании, которые входят в данный реестр, обязаны предоставлять государству инструменты расшифровки электронных сообщений своих пользователей.

Как обосновывает свой отказ Яндекс

Логотип Яндекс

Представители компании отказались комментировать сложившуюся ситуацию, тем самым, никак не подтвердив или опровергнув попытки ФСБ получить ключи шифрования сервиса. Пользователей лишь заверили в том, что «Яндекс» продолжает работать в соответствии с законодательством, но при этом не нарушает приватность своих пользователей.

Такое решение «Яндекса» можно объяснить ограничениями, которые на него накладывает закон. Ведь согласно ему, компаниям, входящим в реестр ОРИ, запрещено говорить о передачи личной информации своих пользователей спецслужбам. За нарушение ограничения грозит штраф от 300 до 500 тыс. рублей.

Однако по версии СМИ, компания отказалась от сотрудничества со спецслужбами и подключила к «переговорам» юридических представителей, которые считают требование ФСБ угрозой безопасности сервиса. Ведь передача сессионных ключей даст спецслужбам доступ к миллионам паролей от различных Яндекс сервисов, среди которых есть электронный кошелек.

Помимо этого, открытие доступа к личной информации пользователей негативно повлияет на имидж и конкурентоспособность компании.

Чем грозит отказ компании?

ФСБ в офисе Яндекса

Отказ «Яндекса» от сотрудничества со спецслужбой может привести компании к серьезным материальным потерям. Ведь такое действие является противозаконным и наказывается штрафом в размере до 1 млн. рублей, согласно ст.13.31 КоАП РФ.

Однако штрафные санкции не помогли ФСБ добиться предоставления аналогичных данных у создателя «Telegram» Павла Дурова, в результате чего мессенджер был заблокирован в РФ. Но у «Яндекса» в сложившейся ситуации более сильные рычаги давления, поскольку он является крупнейшей интернет компанией в России и доступ к нему вряд ли ограничат на постоянной основе.

По мнению С. Дарбиняна, максимум, чего может добиться спецслужба, так это блокировки доступа к сервису на несколько дней. Такой ход станет отличным средством устрашения компании и приведет к более быстрому разрешению проблемы в пользу государства.

Ведь даже за несколько дней блокировки «Яндекс» понесет серьезные убытки.

Интернет-порталы, имеющие встроенные мессенджеры, согласно законодательству РФ, должны вноситься в Реестр организаторов распространителей информации, что делает их уязвимыми перед ФСБ. Так как спецслужба наделена правом запрашивать их универсальные ключи шифрования, для получения полного доступа к переписке неограниченного числа пользователей.

И в этом году ФСБ затребовала предоставить информацию для дешифровки электронных сообщений у «Яндекса», который отказался как-либо комментировать сложившуюся ситуацию.

Читать другие материалы в рубрике: Новости

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ:

Рейтинг:

ПОЛЕЗНО? СДЕЛАЙ РЕПОСТ!


2019-07-20 | | нет комментариев

Альтернативный заголовок изображения