Банк России принял решение собрать у кредитных учреждений телефонные номера, по которым они связываются со своими клиентами для того, чтобы передать их операторам связи и блокировать мошеннические звонки. ЦБ также выслал в банки письмо «О противодействии кредитному мошенничеству».
Масштабы смс-мошенничества с воровством денежных средств клиентов банков
Мошенничество с подменой номеров телефонов, отправкой СМС и кражей денег уже стало массовой проблемой. В прошлом году ущерб составил 1,4 миллиарда рублей, а это больше в 1,4 раза, чем в 2017 году. Несмотря на то, что схема обмана простая, она работает.
Это происходит потому, что большинство банковских клиентов не знает о том, что банки не контактируют с физлицами напрямую, не блокируют их карточки и не отправляют сообщений.
Наиболее часто встречающимися схемами обмана являются:
- Отправка сообщения от лица близкого родственника с просьбой перевести средства на указанный в СМС счет.
- Предложение оплаты услуг, одобренных на государственном уровне.
- Просьба сообщить данные своей карты для того, чтобы «разблокировать» ее.
- Предложение заплатить комиссионный сбор, чтобы получить компенсацию за когда-то потерянные деньги.
Схема с использованием подмены телефонного номера финансовых учреждений
Хищение денег происходило путем подмены телефонного номера. С помощью поддельного номера мошенники звонили в банк и узнавали информацию об оставшихся деньгах на счете какого-нибудь клиента через автоинформатор. После номер снова меняли, и преступники уже звонили клиенту. У жертв мошенничества пытались узнать конфиденциальную информацию и коды для проверки подлинности карты, оперируя полученными данными.
У клиентов не возникало сомнений, так как входящий звонок совершался с официального номера банка (900 или тот, что указан на обратной стороне банковской карты) и применялись сценарии с запугиванием: им сообщали, что банк заблокировал их счета, начислил штрафы по кредиту или по карте совершались подозрительные действия. Для отмены всего этого нужно было выполнять инструкции собеседников.
Как проявилось усиление мер безопасности Центробанка РФ
Согласно документу «О противодействии кредитному мошенничеству» банки должны определить и выдать ЦБ список телефонов, которые они используют для приема звонков от клиентов: они нужны для противодействия мошенникам. Кредитным учреждениям также рекомендуют применять секретный код при обслуживании физлиц в системе телефонного банкинга в автоматическом режиме. Сейчас ЦБ работает совместно с операторами связи, МВД и Роскомнадзором.
Насколько это работает?
Сами банки по-разному относятся к подобным мерам безопасности. В учреждениях, где входящие номера отделены от исходящих, считают такой способ действенным. К примеру, ВТБ не видит дополнительного риска при звонках с непубличных номеров. А Райффайзенбанк не планирует разделять совпадающие входящие и исходящие номера.
Мнение мобильных операторов по этому вопросу также неоднозначно. В «Билайн» считают, что проблема требует более сложных технических решений, а в «МТС» уверены, что такие меры станут эффективными, если банки будут вовремя сообщать «белые» и «черные» списки номеров, с которых нужно закрывать звонки у всех операторов сразу.
На реализацию плана действий против мошенников в любом случае понадобятся средства и время. Самим же клиентам банков нужно быть осмотрительными всегда: не отвечать на подозрительные СМС и звонки и не перечислять деньги незнакомцам ни при каких условиях.
https://www.youtube.com/watch?v=-IIddWh7Jic