В последнее время бесконтактная оплата товаров и услуг стремительно набирает обороты. «МТС банк» проанализировал предпочтения россиян, пользуясь собственными данными об использовании банковских карт и мобильных платежных сервисов.
Рост популярности оплаты при помощи смартфонов
«МТС банк» сравнил данные за октябрь 2018 и 2019 года, благодаря чему удалось выявить следующее:
- за прошедший год количество пользователей мобильных сервисов бесконтактной оплаты увеличилось в два раза;
- рост пользователей бесконтактного пластика за тот же период составил всего 3%;
- операции через мобильные сервисы проходят в 3,7 раза чаще, чем с помощью пластиковых карточек по сравнению с прошлым годом;
- сумма мобильных платежей и их количество выросли почти в два раза, а по картам эти значения увеличились всего на 11,2% и 18,4% соответственно;
- доля транзакций при помощи смартфонов в общем объеме пользовательских операций — 18,1% (год назад этот показатель составлял 12,3%), а доля переводов — 20,8% (против 14,2% в 2018);
- средняя сумма платежа через мобильные сервисы равняется 12,9 тысяч рублей (год назад — 12,7 тысяч рублей);
- для пластика эти значения составили 10,1 и 9,5 тысяч рублей соответственно.
Таким образом, по всем позициям наблюдается преобладание мобильных бесконтактных платежей над обычными платежными операциями с помощью карт.
В каких категориях чаще всего расплачиваются бесконтактным способом
Наиболее популярные платежи — оплата товаров в супермаркетах, продуктовых магазинах, кафе и ресторанах. В 2019 году на эту категорию пришлось 63% всех транзакций с телефонов и 54% с банковских карточек.
Оплата чека с помощью мобильных приложений намного популярнее, чем использование бесконтактных карт. Так, в кафе и ресторанах наблюдается двукратное превышение доли смартфонов (19,7% всех платежей против 9,5%).
Стоит отметить, что способ оплаты товаров и услуг во многом зависит от возраста пользователей: молодые люди активно пользуются смартфонами, в то время как более взрослому населению привычнее пользоваться пластиковыми картами.
Изменения в бесконтактной оплате транспорта
Еще одна популярная категория платежей, которая стремительно завоевывается мобильными приложениями — оплата проезда в общественном транспорте. Так, в 2019 году доля мобильных платежных операций составила 7,7%, а в 2018 это значение составляло всего 5%.
Наибольший рост отмечен в оплате автобусных поездок — с 0,9% до 2,9% (более чем в 3 раза). В такси мобильные платежи возросли почти в 1,5 раза (с 1,7% до 2,5%).
Самые популярные сервисы оплаты
Среди клиентов МТС банка наиболее популярным мобильным приложением стал Apple Pay, несмотря на то, что продажи iPhone не сравнить с популярностью смартфонов Samsung и Huawei.
В целом, распределение платежей среди сервисов по состоянию на октябрь 2019 выглядит так:
- Apple Pay — 49% транзакций (в 2018 году — 53%)
- Google Pay — 31% (в 2018 году — 25%);
- Samsung Pay — 20% (в 2018 году — 22%).
Можно сделать вывод, что доля пользователей iPhone, оплачивающих товары и услуги при помощи смартфона, постепенно уменьшается, поскольку владельцы ОС Android тоже начинают активно пользоваться мобильными бесконтактными сервисами.
Почему оплата со смартфонов популярна в России
На данный момент Россия занимает первое место в мире по доле платежей через мобильные сервисы и смартфоны. Такая популярность объясняется следующими факторами:
- удобное, быстрое и безопасное осуществление бесконтактных операций;
- повсеместное использование кассовых терминалов, способных считывать сигнал с телефона;
- доступность смартфонов, поддерживающих бесконтактные транзакции с помощью технологии NFC.
О телефонах стоит упомянуть подробнее. По данным МТС, в 2019 году доля устройств с чипом NFC составила 49,1% от общего числа реализованных телефонов (в 2018 это значение составляло всего 30,5%).
В количественном выражении продажи телефонов с бесконтактным чипом возросли на 67%, а в денежном — на 32%. Средняя стоимость таких устройств существенно снизилась (21,8 тысяч рублей против 27,7 тысяч рублей).
Благодаря всем этим факторам рост бесконтактных мобильных операций уверенно набирает обороты. Смартфоны, имеющие соответствующую технологию, доступны для широкого круга покупателей, а продавцы, в свою очередь, выражают готовность к приему бесконтактных платежей. Наконец, логично, что достать телефон и расплатиться с его помощью проще, чем лезть в кошелек за пластиковой карточкой.