Как использование гаджетов изменяет мозг дошкольников

Сейчас невозможно представить жизнь людей без гаджетов. В каждой семье присутствуют мобильные телефоны, планшеты и компьютеры. Наблюдая за родителями, дети проявляют повышенный интерес к устройствам и порой их очень трудно оградить от воздействия девайсов. Но взрослые не должны пускать ситуацию на самотек, а отнестись к ней со всей серьезностью: проведенные исследования доказывают, что использование гаджетов детьми, особенно в дошкольном возрасте, вносит необратимые изменения в их мозг.

Как проводилось исследование

За последние несколько лет были проведены серьезные исследования по поводу просмотра детьми экранов в течение нескольких часов в день и вытекающих последствий для общего и психического здоровья. Недавний эксперимент, который проводился в США с августа 2017 года по ноябрь 2018 года, доказал эту связь.
Для участия в нем исследователи из детской больницы Цинциннати пригласили совершенно здоровых детей в возрасте от 3 до 5 лет. 27 девочек и 20 мальчиков проходили тестирование на уровень своих когнитивных (познавательных) способностей. А их родителям предложили подробно ответить на вопросы, касающиеся общего времени, проводимого ребенком у экрана гаджета:

  1. Насколько часто он использует этот экран?
  2. Какой тип контента просматривает?
  3. Присутствует ли рядом взрослый, чтобы комментировать события на экране?

После этого дети отвечали на ряд вопросов когнитивных тестов и одновременно подвергались сканированию мозга в магнитно-резонансном томографе.

Результаты исследований сопоставили с перечнем рекомендаций по экранному времени, выпущенных Американской академией педиатрии и сделали соответствующие выводы.

Изменения белого вещества мозга

Проведенные мероприятия показали, что чрезмерное использование гаджетов физически меняет мозг детей и отрицательно сказывается на когнитивных его функциях. Оказалось, что структура мозга дошкольников, находящихся длительное время у экранов смартфонов, телефонов и планшетов отличается от характеристик мозга их сверстников более низкой “целостностью белого вещества”. Автор исследования Джон Хаттон объяснил, что такая структура нервных волокон связана с худшим развитием речи и навыков чтения.

Белое вещество – это миелиновая оболочка, окружающая нервные волокна, которые проводят нервные импульсы. Импульсы же связывают отделы головного мозга между собой и передаются отделам спинного мозга.
То есть, белое вещество служит “изоляцией” в “коммуникационной сети” головного мозга, обеспечивающей беспрерывную передачу “электрических сигналов”. Хорошо развитая оболочка указывает на достаточный уровень когнитивных способностей. В частности, она развивается, когда дети учатся говорить.

Влияние гаджетов на развитие языковых навыков

Дети, проводившие много времени у экрана, демонстрировали более слабые навыки развития речи и чтения. Джон Хаттон, автор научной работы, утверждает, что повышенное воздействие экранов негативно влияет не только на развитие языковых навыков, но и на успеваемость, внимание, сон и поведение.

Маленькие дети, которые начинают рано смотреть мультфильмы, тыкать в планшет или телефон, не могут полноценно развивать свою речевую деятельность по нескольким причинам:

  1. Увлеченные изображением, они не слушают речь других, следовательно способность воспринимать информацию на слух у них не вырабатывается. Речь с экрана не всегда понятна для ребенка, поэтому он предпочитает молчать, изъясняться криками или жестами.
  2. Так как пассивный словарь отсутствует, затормаживается логическое мышление и воображение.
  3. Гаджеты снижают мотивацию детей к разговорам.

Исходя из всего этого, современные электронные устройства могут стать причиной не только задержки речевого развития, но и «положить начало» трудностям в школе: в чтении, письме и пересказе.

Насколько объективно исследование

Влияние гаджетов на развитие детей — вопрос неоднозначный. Некоторые родители считают, что дети до 3 лет вообще не должны пользоваться гаджетами и смартфонами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста 2 лет. Исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.

Например, когда детям от полугода до двух лет показывали короткие отрывки видеочата, где были сняты сами дети и их бабушки и дедушки, малыши “на удивление успешно” фокусировали внимание не только на себе, но и на бабушке или дедушке на экране. Психологи в данном случае говорят о хорошо развитом “совместном внимании”, которое является основой для развития речи, абстрактного мышления и многих других способностей. Поэтому вопрос о том, с какого возраста позволять детям пользоваться смартфонами и как современные технологии влияют на дошкольников, остается причиной жарких споров специалистов.

И все же, по окончании исследований, Доктор Хаттон с большой уверенностью заявил, что использование современных гаджетов детьми небезопасно. Ведь снижение количества белого вещества – меланина – серьезно влияет на общее развитие ребенка и может привести к отставанию от сверстников. Также ученый отметил, что родители должны более внимательно регламентировать время нахождения ребенка у экрана портативного устройства.

Как стоит организовать использование гаджетов детьми

Академия Педиатрии (AAP), исходя из проведенных исследований, рекомендует до 3-летнего возраста полностью исключить воздействие на ребенка каких-либо электронных устройств. К трем годам у малыша уже сформируются основные осознанные действия. А до этого момента необходимо:

  1. Установить в квартире “зоны без экрана”.
  2. В обязательном порядке не допускать нахождения гаджетов в спальне ребенка.
  3. Выключать телевизор во время еды.

Ученые отмечают, что подсчитать “безопасный возраст” или “безопасное время” контакта с гаджетами не просто, но все же дают общие рекомендации: ребенку 3-4 лет достаточно часа в день, ребенку 5-6 лет – не более двух.
Очень важно, чтобы дети проводили свое время в подвижных играх, чтении, увлечениях, используя свое воображение в реальных свободных игровых ситуациях. Многие разработчики этой продукции испытывают чувство вины за свои творения и признаются, что даже они не позволяют своим детям бесконтрольно пользоваться гаджетами.

Чтобы не допустить проблем со здоровьем у ребенка, количество времени пользования гаджетом должно быть ограниченным. Сокращение времени перед экраном, правильное количество сна и физическая активность улучшат когнитивные функции мозга у детей дошкольного возраста.

Читать другие материалы в рубрике: Безопасность в социальных сетях

ОЦЕНИТЕ СТАТЬЮ:

Рейтинг:

ПОЛЕЗНО? СДЕЛАЙ РЕПОСТ!


2019-11-15 | | нет комментариев

Альтернативный заголовок изображения