Незаметное списание денег со счета — это одна из основных статей дохода мобильных операторов. Все они стремятся к тому, чтобы абонент подключил и оставил у себя как можно больше платных услуг или не обратил внимания на повышение тарифов. Разберем пять основных уловок, которые для этого придуманы.
Повышение абонентской платы
Самый простой способ незаметно взять дополнительные деньги с клиента — это вынудить его платить больше за тот же объем оказываемых услуг. Чаще всего это касается старых тарифных планов с абонентской платой. За несколько лет она может вырасти чуть ли не вдвое, а если подключен автоплатеж, то невнимательный пользователь может оплачивать мобильную связь по повышенным расценкам очень долго и даже не подозревать об этом.
Взимание платы за услуги, которые были бесплатными
Абонент может сам подключить интересующую услугу и не знать, что у нее есть пробный период, по истечении которого придется начать платить. Однако чаще услуга навязывается оператором и не требует денег в рамках тестового периода, но если ее вовремя не отключить, то она становится источником незаметных финансовых потерь.
Оператору невыгодно афишировать такие условия, их обычно озвучивают максимально кратко и туманно, в самом конце рекламного SMS-сообщения. Поэтому большинство клиентов даже не догадываются, что за обещанную бесплатную услугу с них теперь берут деньги.
Подключение платных подписок
Операторы нередко подключают платные подписки, за которые с пользователя будут понемногу и незаметно списываться средства. Сам клиент может об этом даже не подозревать, используя только Интернет и мобильную связь, а у него при этом будет работать подписка на какой-нибудь медиа-контент. Такие подписки-паразиты могут выкачивать из людей деньги годами, отнимая всего по несколько рублей в день.
Подключение происходит без участия пользователя. На телефон приходит скромная SMS-ка о том, что вам будет оформлена платная подписка. Невнимательный абонент даже не прочитает ее, а то и вовсе удалит. Между тем, если на сообщение не отправить отрицательный ответ, то услуга активируется автоматически.
Неявные платежи, предусмотренные тарифным планом
При оформлении договора об оказании услуг мобильной связи абонент зачастую быстро пробегает текст глазами и не замечает, что за пользование выбранным тарифным планом будут взиматься дополнительные платежи. И оператор даже не обязан сообщать о списании этих средств, ведь вы своей подписью уже подтвердили, что согласны с условиями договора.
Ухудшение условий тарифного плана
Мобильный оператор может поменять любой из своих тарифных планов в одностороннем порядке. Редко это случается в интересах пользователя, обычно расценки бегут вверх, и сделать это можно на вполне законных основаниях — положение об изменении условий обслуживания, как правило, уже есть в договоре, который вы подписали при подключении тарифа.
Абонента нужно предупредить за 10 дней до внесения изменений. Информация должна быть выложена на официальном сайте и отправлена в SMS-сообщении. Но его текст наверняка будет хитрым: вам скажут, что с такого-то числа меняется ваш тарифный план, более подробно с изменениями можно ознакомиться по ссылке, а если вы вовремя не заявите о несогласии с ними, то они автоматически вступят в силу.
Предположим, абонент не пользуется мобильным интернетом и не имеет лишнего времени на то, чтобы дозваниваться до справочной службы. Тогда у него не будет возможности узнать новые условия обслуживания, но со счета все равно начнут списываться дополнительные средства.
Подобные действия являются незаконными и нарушают ФЗ «О защите прав потребителей». Проблему можно решить, написав жалобу в Роспотребнадзор. Прежде чем подключать платную услугу или менять тарифный план, сотовые операторы обязаны предоставить абоненту исчерпывающую и ясную информацию об этом. Причем любая услуга должна именно предлагаться, а не активироваться насильно с формулировкой «не хотите — отключите». С помощью жалобы можно вернуть свои деньги и заслуженно наказать недобросовестную компанию.