Как обманывают при покупках в социальных сетях

Социальные сети уже давно перестали быть исключительно местом для знакомства и общения с интересными людьми. Теперь это еще и рекламные площадки с возможностью продажи различных товаров и услуг. В последнее время участились случаи мошенничества в соцсетях, поэтому пользователям нужно быть начеку.

Обманные розыгрыши

Наверняка вы уже сталкивались с рекламой сомнительных розыгрышей. Разброс аукционных лотов впечатляет: от 3 кг ореховой пасты «Нутелла» до iPhone последней модификации. Некоторые люди охотно «клюют» на такую уловку: делают репост, а спустя какое-то время им приходит сообщение о том, что они выиграли.

Мошенники работают в двух направлениях:

  • просят выслать определенную сумму для покрытия почтовых расходов на пересылку выигрыша. Обычно хотят 200-500 рублей — небольшие деньги, но если разослать текст 50-ти доверчивым людям, выйдет круглая сумма;
  • требуют указать все персональные данные: ФИО, серию и номер паспорта, номер телефона и адрес. Ни в коем случае нельзя распространять информацию такого характера ни в переписке в социальной сети, ни в любой другой ситуации. По вашим документам злоумышленники наберут кредитов.

Участвуя в розыгрыше ценного приза, стоит помнить о нескольких правилах:

  • делать репост только в том случае, если конкурс проводит авторитетное сообщество;
  • не разглашать личные данные;
  • не соглашаться на предоплату, компенсацию расходов на пересылку и любые другие финансовые операции.

Подозрительные розыгрыши нужно просто игнорировать. Этот бизнес бы не процветал, если бы ему не уделяли столько внимания.

Продажа подделок

Крутые смартфоны и брендовая одежда, золотые украшения и кожаные сумки, благородный парфюм и люксовая косметика — все это теперь присутствует в свободной продаже в социальных сетях. Но за заманчивыми ценами скрывается горькая правда: под видом ошеломляющих распродаж и тотальной ликвидации товара пользователям предлагают откровенные подделки.

Рассматривая подобные объявления, нельзя забывать, что действительно качественная вещь не может стоить настолько дешево. Исключение составляют официальные аутлеты брендов или сезонные распродажи в фирменных магазинах. Скидки 80% и выше — приманка, которой недобросовестные продавцы стараются привлечь внимание покупателей.

Если вам написал представитель подобного магазина, то необходимо:

  • потребовать фотографии товара, затем найти изображения оригинала в интернете и сравнить;
  • попросить сертификат подлинности;
  • по поиску фотографий отследить, не были ли они скопированы с «Авито» или других подобных сервисов;
  • пожаловаться на мошенников в администрацию социальной сети через специальную форму обратной связи.

Чтобы не получить подделку, лучше обратиться к официальному представителю бренда и приобрести необходимую вещь у него.

Предложение вернуть деньги

Иногда от близкого человека приходит сообщение с просьбой занять денег, которые он обязательно вернет, да еще и с процентами. Нужно узнать, не взломан ли его профиль. Самый простой способ — позвонить другу и спросить, что случилось, зачем ему срочно нужны деньги. Если не выходит дозвониться, у мошенника нужно спросить то, о чем знаете только вы и ваш друг.

Второй вариант: с взломанного аккаунта друга приходит сообщение с предложением вернуть вам деньги, которые он когда-то занимал. Для этого нужно указать данные банковской карты. Некоторые люди из жадности соглашаются, хотя и не помнят ни о каком долге. Что потом происходит с их картой, пояснять не нужно.

В группах «Отдам даром» есть свои способы мошенничества. Обманщики выставляют туда фотографии якобы ненужной вещи, пользователи ставят «лайки». Затем мошенники начинают писать людям, которые отметились под их записью: они говорят, что готовы отдать лот за символическую плату именно вам, хотя желающих много, указывают номера своих карт или электронных кошельков. Доверчивые пользователи отправляют требуемую сумму, а потом не могут связаться с обманщиком и получить обещанную вещь. Деньги небольшие, но вытянуть их удается с нескольких десятков или даже сотен людей.

При покупках через соцсети всегда лучше назначать личную встречу в многолюдном безопасном месте и передавать товар и деньги из рук в руки. На предоплату соглашаться нельзя. Вы должны убедиться в качестве вещи, прежде чем расплачиваться за нее.

Иногда мошенники настаивают на предоплате, мотивируя это так:

  • есть много желающих приобрести этот товар за такие «смешные» деньги. Кто первый заплатит, тому и продам;
  • встретиться лично нет возможности. Если вас не устроит товар, я обещаю вернуть деньги. У вас есть мои контакты, куда я денусь.

Все это — обманные приемы, не нужно на них попадаться.

Фиктивные администраторы

Сообществами руководят администраторы. В группе, деятельность которой направлена на обман и обогащение нелегальным путем, они будут фиктивными. Человек не сможет обратиться к администратору с претензией и отстоять свои права, если заказ уже оплачен, а товар оставляет желать лучшего. Все сообщения будут проигнорированы или на них придет шаблонный ответ.

Подставные администраторы меняются чуть ли не каждый день: на старого жалуются пользователи, его страницу блокируют, на смену приходит новый, и так далее. Чтобы не попасться на удочку злоумышленников, нужно сотрудничать только с теми торговыми сообществами, которые вызывают доверие.

Их можно распознать по следующим признакам:

  • работают давно, много публикаций на странице;
  • отзывы пишут реальные люди, у которых профиль «живой» и постоянно обновляется;
  • стоимость товаров не вызывает подозрений;
  • в интернете нет никакой тревожной информации об этой группе.

При обнаружении мошенничества в социальной сети нужно сразу жаловаться в администрацию. Ваше оперативное реагирование защищает других людей от покупки некачественного товара и передачи денег обманщикам.

Оцените статью