Почему сейчас можно официально купить SIM-карту с «б/у» номером и чем она опасна

Сотовые операторы владеют ограниченным количеством номеров, поэтому вынуждены перепродавать их. При этом новый владелец SIM-карты рискует приобрести неприятное «наследство» в виде рекламного спама или назойливых звонков с требованием вернуть кредит. Насколько это законно и можно ли избежать таких проблем при подключении?

Почему продают SIM-карты с уже использовавшимся номером

Повторное использование номеров, ранее принадлежавших другим абонентам, является широко распространенной практикой. Дело в том, что Роскомнадзор выделяет операторам связи ограниченный диапазон номеров, который быстро исчерпывается. Чтобы удовлетворить растущий спрос, сотовые компании вынуждены перепродавать те номера, с владельцами которых договор был расторгнут. Это законно, если соблюден ряд условий.

Во-первых, продаваться могут только те номера, которые были неактивны от 3 месяцев и более. Оператор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, если абонент имеет задолженность или нулевой баланс, не совершает исходящих звонков и не пользуется никакими платными услугами. Перед тем как прекратить обслуживание, сотовая компания обязана уведомить об этом абонента SMS-рассылкой.

Во-вторых, после расторжения договора абонентский номер переводится в специальный резерв и продается повторно только по истечении определенного срока. Время «выдержки» каждый оператор определяет самостоятельно, например у «Билайна» он составляет не менее полугода, а у «Tele2» ― 1 год. Если за этот период на номер не было зафиксировано входящих звонков, то SIM-карта считается «освобожденной» от предыдущего владельца, может быть перевыпущена и повторно отправлена на продажу.

Кроме ограниченности номерного диапазона есть еще одна причина подобной практики ― сокращение издержек, ведь конкуренция вынуждает сотовые компании бороться за рынок, предлагая все более выгодные тарифы. Содержание «мертвых душ» ограничивает возможности операторов, не позволяя корректировать стоимость звонков и определять реальные потребности клиентов.

Чем опасны бывшие в употреблении номера

К сожалению, операторы связи не всегда могут оградить нового владельца мобильного номера от неприятностей. Нередко абоненту приходится сталкиваться со звонками посторонних людей, назойливой рекламой или требованиями вернуть чужой кредит.

Звонки от банков и коллекторов

Наиболее сложная ситуация возникает тогда, когда новый владелец вместе с бывшим в употреблении номером приобретает чужую кредитную историю. Банки передают данные должника приставам или коллекторам, а после этого ни в чем не повинный человек становится объектом атаки этих организаций. Десятки звонков и сообщений с требованием вернуть деньги вряд ли прекратятся, если новый абонент попытается объяснить ситуацию на словах ― ему не поверят.

Избавиться от надоедливых звонков можно, заблокировав абонента. Однако это не гарантирует спокойствия, ведь коллекторы могут менять номер каждый раз после внесения в «черный список». В этом случае следует самостоятельно связаться с ними и предоставить копию договора, заключенного с оператором связи, письменно потребовав исключить этот номер из списка контактов должника.

Рекламный спам

Рассылки с коммерческими предложениями могут стать настоящим бедствием, особенно если прежний владелец был активным пользователем сети или имел карты постоянного покупателя. Отказаться от уведомлений об очередных скидках и выгодных распродажах проблематично, ведь зайти в личный кабинет на сайте надоевшей вам компании невозможно без пароля. Ответное SMS с требованием об отписке вряд ли поможет, поскольку рассылка автоматическая. Остается только звонить, объяснять ситуацию и просить избавить вас от спама.

Невозможность зарегистрироваться в мессенджерах и соцсетях

Чтобы зарегистрироваться в социальных сетях или мессенджерах, пользователю придется подтвердить свой номер телефона. Но вряд ли новый владелец получит долгожданное сообщение, если номер принадлежал кому-то ранее и уже был использован при создании личного аккаунта. Писать администраторам сети бесполезно, так как они не смогут удалить регистрацию другого человека или завести на один номер две учетные записи.

Звонки от людей, знакомых с предыдущим владельцем SIM-карты

Несмотря на то, что операторы связи перед продажей должны убедиться в неактивности номера, полностью гарантировать отсутствие нежелательных звонков они не могут. Возможно, придется подолгу объяснять чужому человеку, что номер теперь принадлежит вам, и вы понятия не имеете, где теперь искать прежнего владельца.

Можно ли при покупке SIM узнать, использовался ли номер ранее

К сожалению, узнать, не использовался ли приобретаемый мобильный номер ранее, не получится. Продавцы в салонах связи не смогут предоставить такую информацию. Обращения в головной офис компании-оператора также окажутся бесполезными, ведь закон не обязывает их сообщать клиенту подобные данные.

Причина отказа довольно проста: все номера, как новые, так и бывшие в употреблении, находятся в общей базе без указания статуса. Уточнить, был ли у номера владелец, можно только одним способом ― запросив биллинг. Но по истечении срока блокировки номера эти данные архивируются и предоставляются только правоохранительным органам по решению суда.

Проблемы с повторно проданными номерами возникают не так уж редко. Если контакты бывшего владельца стали головной болью для нового, то самое простое, что можно сделать, это сменить номер еще раз. При отказе от SIM-карты вам предложат заполнить заявление, где в графе «причина» вы сможете описать те неприятности, с которыми столкнулись. Возможно, оператор откажется от дальнейшей перепродажи этого номера, тем самым сберегая чьи-то нервы.

Оцените статью