Уже много лет среди интернет-пользователей не утихают споры о том, какая же поисковая система лучше – Яндекс или Google. Справедливо будет отметить, что у каждой из них есть множество преимуществ и недостатков, так что сказать однозначно, какая из них лучшая, нельзя. Однако можно разобрать основные аспекты поискового алгоритма, чтобы определиться со слабыми и сильными сторонами обеих систем.
Ориентация на Россию
Однозначно лидером Рунета является Яндекс. Эту поисковую систему использует более 54% пользователей. И это неспроста, ведь ее алгоритмы заточены под русскоязычного пользователя и запросы на русском языке. Яндекс предлагает своим пользователям множество дополнительных настроек, которые повышают рентабельность и оптимизацию ресурсов.
Алгоритм поиска Яндекс завязан на формулах ранжирования сайтов, а также на данных, получаемых от поисковых ботов, которые оценивают ресурс. На ранжирование списков с полученными результатами влияют следующие факторы:
- возраст интернет-ресурса;
- геолокация ресурса;
- качество предоставляемого контента, его объем и польза для пользователя;
- уникальность данных;
- структурирование контента;
- отсутствие спама и теоретически опасных для пользователя ресурсов;
- низкий процент рекламных данных, которые бесполезны для пользователя.
Подобные алгоритмы оптимизации, а также заточенность под запросы на кириллице позволяет увеличивать посещаемость ресурса в России и странах СНГ ежедневно.
Релевантность выдачи
Здесь уже все не так однозначно. У обеих систем алгоритмы поиска сложные, формирующиеся на базе множества факторов. Например, у Яндекса выдача сформирована на формуле ранжирования, которая, в свою очередь, базируется более чем на 100 дополнительных факторов. Именно они определяют релевантность каждого выданного ресурса.
Формула Яндекс существует за счет MatrixNet. Это особый метод обучения машины, входные данные для которого (а также данные для обучения) готовятся особыми специалистами – асессорами. Чтобы поиск был более быстрым, используется индекс (поисковая база), которую формирует робот, анализирующий различные интернет-ресурсы и собирающий нужную информацию. Для бесперебойной работы индекса необходимо более 1000 серверов.
В дополнение к достаточно быстрому поиску идет отдельная система, положительно влияющая на оценку релевантности поисковых запросов. Она использует более 800 формул ранжирования. Так что с точки зрения релевантности (опять же, для русскоязычного пользователя), Яндекс будет приоритетным поисковиком.
Релевантность выдачи у поиска Google тоже неплохая. Система использует поискового робота Googlebot, который также сканирует страницы различных ресурсов для корректной работы поискового индекса. Помимо него есть еще несколько роботов, которые используются для поиска с мобильных устройств, поиска по картинкам и т. д. Однако как показывает практика, релевантность выдачи у этой поисковой системы стоит на ступень ниже в сравнении с Яндексом.
Коммерческие запросы
С точки зрения коммерческих запросов, лидером является все тот же Яндекс. Если пользователь хочет совершить какую-то покупку или ищет определенную услугу, то поисковая выдача будет полезной только в том случае, если по запросу выдает именно искомый товар или услугу.
Например, вам нужен ноутбук марки Samsung 700g7c-t02. Пользователь вбивает в поисковик нужный запрос и получает в ответ сайты, продающие именно эту модель, а также предлагающие ее описание. Как показывает практика, Яндекс справляется с коммерческими запросами гораздо лучше.
Скорость индексации сайтов
А вот если коснуться скорости индексации, то лидирующие позиции занимает Google. Яндекс работает значительно медленнее, чем Гугл, но у него есть преимущество в качестве выдаваемых результатов.
Процесс выглядит следующим образом:
- Робот ищет портал, находит его.
- Изучает содержимое.
- Заносит собранные данные в базу.
Но прежде чем собранные данные смогут попасть на страницу выдачи, пройдет не меньше 14 дней.
Преимущество Гугл в данном случае не только в скорости индексации, но и в универсальности. Яндекс, как уже говорилось, ориентирован на русскоязычную аудиторию, Гугл же успешно функционирует и на других рынках.
При этом новые страницы в поисковом запросе у Гугла появляются практически моментально, сразу же после оценки с помощью поисковой системы. Если оценка была положительной, то индексация считается успешной. Робот сразу приступит к проверке (особенно если сайт располагается на хостинге, который уже есть в базе данных).
Google постоянно совершенствуется, улучшает поисковые алгоритмы, добавляет новый функционал в систему. Так что с точки зрения скорости обработки информации и занесения ее в выдачу ему нет равных.
Индивидуальный контент
Здесь вновь лидером является Яндекс. Его робот заточен на формирование и выдачу индивидуального контента (другими словами, персонализированного). Это означает, что ваш запрос будет оценен по геолокационным данным, языковой принадлежности, интересам, а также на основе истории запросов.
Главными критериями показа поисковых результатов тут является содержание ресурса, название домена, уникальность информации, количество данных, наличие мультимедиа различного характера.
На основе собранных данных будут выданы ранжированные запросы, связанные с:
- возрастом ресурса;
- привязкой к стране или региону;
- контактной информацией;
- оригинальностью контента, связанной с предпочтениями пользователя;
- дизайном и скоростью работы сайта;
- отсутствием спама;
- безопасностью хостинга.
На персонализацию выданных результатов у Гугл могут повлиять сторонние факторы, например:
- доменные имена;
- названия ресурсов;
- описания сайтов;
- заголовки и подзаголовки, не соответствующие запросу;
- количество контента;
- популярность ресурса.
Так что с точки зрения индивидуальности поисковых результатов Гугл однозначно проигрывает Яндексу.
Реклама
Вне зависимости от того, каким поисковиком вы решили воспользоваться, вы столкнетесь с рекламой. Однако в отличие от конкурентов Google старается снизить объем обрушивающейся рекламы на пользователя. Он использует отдельные страницы или текстовый формат объявлений.
У Яндекса же рекламные переходы встречаются не только в текстовом формате, но и в виде баннеров, отсылок на дочерние сервисы и т. д. Нельзя сказать, что она слишком навязчива, однако если сравнивать такой подход с Гуглом, то однозначно последний выигрывает.
Поиск на английском языке
Уже было сказано, что Яндекс ориентирован на пользователей Рунета. Google же является универсальным поисковым сервисом, который лучше работает с латиницей. К тому же после всех пертурбаций, которые устроили правоохранительные органы нашей страны (в том числе Роскомнадзор), большая часть релевантных запросов не индексируется Яндексом (или вообще не показывается). Особенно это касается англоязычных запросов.
Так что если вам необходима информация с англоязычного сервиса, лучше всего воспользоваться Гуглом.
«Органичность» выдачи
Под органичностью подразумеваются, во-первых, первые десять результатов, которые являются наиболее релевантными по пользовательскому запросу. Во-вторых, контекстная реклама и реклама дочерних сервисов (например, у Яндекса это Яндекс.Директ, а у Google — Adsense). Обычно эти баннеры показываются сверху, снизу или на боковой панели от результатов выдачи.
Ссылаясь на все приведенные выше факторы, можно сказать, что с точки зрения органичности выданных результатов Google выигрывает у конкурентов. В большей степени за счет менее агрессивного продвижения собственных сервисов и сторонней рекламы. К тому же у Google имеются дополнительные параметры поиска, которые вы можете самостоятельно настраивать, чтобы получить более точные результаты поиска.
Однозначно сказать, какая поисковая система лучше, нельзя. И у Яндекс, и у Google есть свои недостатки и преимущества, которые могут быть значимым для отдельного пользователя. Поэтому ориентируйтесь на личные предпочтения и опыт поиска в обоих сервисах. В конце концов, они станут определяющими при работе с системами поиска.